Барабан на Руси в 13 веке.

 
 

Барабан на Руси в 13 веке.

был ли? и какой?



буду скидывать все что относитчя к барабану - потом из обилия выбирать будем нужное )

17 век миниатюра из "Книги об избрание на престол Михаила фёдоровича"
http://foto.inbox.lv/semkov/Miniatjury/untitled_19.jpg

Рижский музей 17 век (Высота фигуры приблизительно 150 см. Барабан небольшой, двухсторонний. Высота ~ 42 см, диаметр ~ 37 см, ширина ранта ~ 5 см.)
http://keep4u.ru/full/070310/a9d3d5e3c730aa8938/jpg

барабан барабанщика лейб-гвардии Преображенского полка. 1800 г. ГИМ.
http://photofile.ru/photo/semkov/2515833/46651619.jpg

шведский барабан 1700х годов
http://tforum.info//forum/uploads/post- ... 799772.jpg

ще информация:

Русский барабан конца XVII (хранящийся в Артмузее) конструктивно отличается от европейских.
У европейских кадло шпоновое гнутое.
У русского - наборное из дощечек (типа боченка) и обтянутое тканью. Три лозовых обруча прибиты к дощечкам изнутри деревянными и металлическими гвоздями.

собственно тут много картнок и споров но про поздние барабаны
http://www.tforum.info/forum/index.php? ... hl=барабан

вроде на хварнцузком
http://www.deremilitari.org/resources/p ... tamine.pdf

На 13ху(Європа) на батальних сценах особисто я бачив лише бубни(чи як їх правильно назвати?), а не барабани.
Наприклад, як тут: http://www.medievaltymes.com/courtyard/ ... otm9vd.gif

собственно из ремесленной ТФ
http://www.tforum.info/forum/index.php? ... 86&hl=

сайтик про бубны, но современные
http://vargan.ru/buben/index.shtml

про барабаны, но тоже не шибко древние
http://www.allbarabans.narod.ru/

Ще бубни: http://www.tamborileros.com/icono.htm

Вот выдержка из Большой Советской Энциклопедии:
< Пергамент для барабанов и бесшумных зубчатых колес >

Основная задача технологического процесса в производстве пергамента — сохранить в наименее измененном состоянии природный белок шкуры. Поэтому волосяной покров удаляют или механически, или уничтожают в концентрированном растворе Na2S, что позволяет получить наименее разрыхленную структуру коллагена и, следовательно, наибольшую прочность пергамента. Отмоку и золение проводят в короткие сроки, не повышая температуры. Пергамент после сушки увлажняют и дополнительно жируют по бахтарме глицерином с добавками органических дубящих веществ.

про пергамент и бумагу.
http://www.newchrono.ru/prcv/doklad/pergamen.htm
в статье пергамент не упоминается ранее 15 века ((((

производство пергамента. Статья на английском.
http://www.kb.nl/cons/leather/chapter1-en.html

про бубны
http://www.bubens.narod.ru/howto.htm


Бубны. В древней Руси так назывались все мембранные инструменты, но главным образом это слово относилось к двум разновидностям ратных литавр.
Бубны конные - парные литавры в виде небольших котлов, затянутых кожаной мембраной их привязывали к седлу впереди всадника, который ударял по ним вощагой - специальной ременной плетью с шаровидным наконечником.
Бубны пехотные - одинарная литавра, видимо такого же устройства, как и конные. Литавру носили в руках и, извлекая звук, тоже ударяли по ее мембране вощагой.
Количество бубнов в каждой войсковой единице регламентировалось, о чем можно судить на том основании, что по их числу, равно как и по числу труб и знамен, летописцы вели иногда счет войска.
Тулумбас - небольшая литавра типа конно, которую привязывали к седлу и ударяли по ней вощагой. Тулумбас имел у себя каждый военачальник. Ее применяли и во время соколиной охоты.
Набат - гигантских размеров литавра с металлическим корпусом и кожаной мембраной. Набат укреплялся на специальном помосте, и его возили летом на четырех рядом поставленных верховых лошадях, а зимой - на санях, запряженных четверкой. По мембране ударяли одновременно восемь набатчиков. Каждый воевода имел у себя набат, и поэтому его войсковое соединение называли часто набатом. Помимо прямого назначения - служить сигнальным целям, - набаты своим громоподобным звучанием несомненно производили на врага устрашающие воздействие.
Накры. Точных сведений об устройстве древнерусских накр не сохранилось. По-видимому, они мало чем отличались от бытующих и по настоящее время в республиках Кавказа и Средней Азии гоша нагары, диплипито, нагоры. Эти маленькие парные литавры имеют глиняный корпус и кожаную мембрану, по которой ударяют деревянными палочками. Накры существовали на Руси в XVI-XVII вв. и употреблялись главным образом в придворном музыкальном быту, где была специальная должность накрачея.
В 1900-х гг. В. В. Андреев предпринимал попытку реконструировать накры и ввести их в состав своего оркестра, но практических результатов ему достигнуть не удалось.
Барабан - двухсторонний с широкой обечайкой и кожаными мембранами, натянутыми при помощи крестообразно переплетающихся ремней или веревок, скручиваемых деревянными "барашками". По одной из мембран ударяли деревянной колотушкой с утолщенным концом или вощагой - ременной плетью с шаровидным наконечником. Барабан находил применение в инструментальных ансамблях, а также в войсках - как ритмический сигнальный инструмент; в коннице его привязывали к седлу впереди ездока, справа. Небольшие барабаны музыканты подвешивали к поясу. Интересные изображения древнерусского барабана даны на миниатюрах летописей (см.. например, Радзивиловскую или Кенигсбергскую летопись. л. 6 об., "Игрища радимичей, вятичей и северян". Рукопись. Б-ка Академии наук СССР в Ленинграде, шифр 34. 5. 30 и Никоновскую летопись, Лаптевский том, л. 53 - Военный поход. Рукопись. Государственная публичная б-ка имени Салтыкова-Щедрина. Л., шифр F-4.233).
Бубен - инструмент, состоящий из согнутой в виде круга деревянной обечайки и натянутой на ней с одной стороны мембраны. В обечайке часто делают прорези, в которые вставляют штифты с нанизанными на них металлическими пластинками. С внутренней стороны иногда подвешивают бубенцы и колокольчики. Удар по мембране производят непосредственно пальцами и ладонью. Применяют также фрикционный способ звукоизвлечения: увлажненный большой палец правой руки прижимают к перепонке и быстро проводят по ней снизу вверх. В прошлом бубном широко пользовались скоморохи и в особенности медвежьи поводыри. В наши дни он применяется главным образом в оркестрах русских народных инструментов.

правда откуда дрова не известно )


"Бернские Хроники" Шиллинга, охватывают события 14-15ст, сами Хроники написаны в 15 ((

1.Аллегорическая иллюстрация битвы при Лаупене (титульный лист)
http://www.bern.ru/v2/index.php?t=view_ ... ;f=227.jpg
2.Бернцы пытаются взять приступом Аарберг
http://www.bern.ru/v2/index.php?t=view_ ... ;f=249.jpg
3.Последние наставления священника перед битвой
http://www.bern.ru/v2/index.php?t=view_ ... ;f=270.jpg
4.Войска выстраиваются перед битвой на горе Брамберг
http://www.bern.ru/v2/index.php?t=view_ ... ;f=272.jpg
5.Благодарственная молитва после битвы при Лаупене
http://www.bern.ru/v2/index.php?t=view_ ... ;f=282.jpg
6.Гарнизон Лаупена приветсвует победителей
http://www.bern.ru/v2/index.php?t=view_ ... ;f=287.jpg
7.Тысяча воинв пляшет во время осады Лаубега
http://www.bern.ru/v2/index.php?t=view_ ... ;f=339.jpg
8.Бернцы призывают обратно сельского старосту Бубенберга
http://www.bern.ru/v2/index.php?t=view_ ... ;f=363.jpg
9.Берн снова обретает независимость
http://www.bern.ru/v2/index.php?t=view_ ... p;f=93.jpg


статья про музыку и инструменты в целом.
http://www.portal-slovo.ru/rus/art/2898/7456/

вот наиболее интересные абзацы:
"Например, в житии инока Исаакия рассказывается об искушении его бесами, которые глумились над ним, играя на разных инструментах, — "удариша в сопели и в гусли и в бубны"26"

"В описании одной древнерусской баталии есть упоминание разных инструментов: "И удариша в накры, и в арганы, и в трубы, и в посвистели"31. Среди этих инструментов, звучавших во время взятия города Болгара на Волге в 1219 г. русским войском под предводительством князя Святослава Всеволодовича, упоминаются накры — арабский инструмент типа небольших, обычно парных литавр, арганы — значение этого термина точно установить не удается, предполагается, что он тождествен варгану, как и накры, — ударному инструменту восточного происхождения. Зурна — разновидность свирели, но с более резким и сильным звуком, использующаяся только в военной музыке, посвистель — по-видимому, поперечная малая флейта "подголосного" свиста в военной, ратной музыке. "

из всего вышенаписаного получаем:

на руси в разные времена ударные инструменты известны.
Бубны, нагары, накры, барабаны, бряцалы, колотушки, ложки, литавры, набаты

про 13 век чаще встречаются как наиболее близкие по смыслу барабану - Бубны (как собирательный образ ударных инструментов) и накры(нагары)

ищем дальше ))

фреска из софии Киевской
http://io.ua/580752

она же, но прорисовка
http://io.ua/1430187

Очевидно, что в XI веке "игра", т. е. музыка и пение, были "обычной" принадлежностью княжеского двора на Руси, как и тогдашнего сербского царского двора. На старинной фреске Софийского киевского собора, относимой к XI веку, есть изображения таких "игрецов" на флейте, на длинных трубах, на струнных инструментах, вроде арфы и гитары, и на тарелках, причем флейтист и тарелочник изображены в то же время и пляшущими. Есть в летописи и данные о существовании военной музыки: во время похода Святослава в Болгарию "пойде полк по полце бьюще в бубны, и в трубы, и в сопели"; в "Сказании о Мамаевом побоище" рассказывается, что перед началом битвы "начаша гласы трубные от обоих стран сниматися". По-видимому, количество музыкальных инструментов находилось в известном отношении к численности войска. Так, в летописи количество войска у князя Юрия Владимировича определяется числом знамен (300), труб и бубнов (140). В описании междоусобицы Новгорода с Владимиром (1216) указывается, что первый выставил в поле 60 труб, а второй 40 труб и 40 бубнов.

Информация отсюда: http://www.rulex.ru/01275005.htm

Далее, из этого же источника:

Древнейшим музыкальным инструментом скоморохов являются гусли - струнный инструмент, родственным немецкому Hackebrett, цитре и т. п. В позднейшее время (XIV - XV века) гуслями назывался струнный аналогичный инструмент, близкий к древнему псалтырю или псалтериуму и, вероятно, заимствованный с Востока или из Византии, а еще позже (в XVIII веке), - клавирообразные многострунные цимбалы, до сих пор еще изредка встречающиеся в захолустных уголках (см. А. Фаминцын, "Гусли, русский народный музыкальный инструмент", Санкт-Петербург, 1890). В начале XVII века появляются у нас указания на употребления цимбал. Затем в старинных песнях и памятниках упоминаются трубы (по всей вероятности, прямые, как на киевской фреске XI века), бубны (старинные бубны, кажется, отличались от современного бубна и были близки к позднейшим накрам) и сопели. Впервые мы находим упоминание об этих трех инструментах в приведенном выше летописном известии о военной музыке Святослава в его болгарском походе. Бубны упоминаются также в житии Феодосия (XI век) и в "Слове о Задонщине".



наконец-то хоть чуть-чуть аржеологии
http://www.rusland.spb.ru/zv_2_2.htm

Бубен. Обнаружены его принадлежности, датируемые ХI - XV вв. Это деревянные колотушки с шарообразным навершием (рис. 2, 23), а также деревянные с петелькой шарики, состовлявшие, по-видимому, вощагу, то есть бич с шариком на конце, навощив который, ударяли в бубен (рис. 2, 21). Роль колотушки известна, а вот с вощагой дело обстоит сложнее. Известны описания её устройства и считается, что бич с шариком на конце, ударяемый бубнистом в бубен, запечатлен в Радзивиловской летописи ХV в. на миниатюре "Игрища славян" - лист 6-й, на обороте. Но более вероятно другое толкование этой нарисованной детали: миниатюрист, допустив неточность, пытался изобразить не вощагу, а изогнутую колотушку, подобную той, которою ударяет в бубен один из персонажей миниатюры "Гадание у чудского волхва" - лист 105. Устройство же вощаги как известного некогда орудия наказания показано на листе 103-ем упомянутой летописи. При новом толковании в книге сохраняется логичная система условных знаков, но оказывается вне изобразительных свидетельств вощага как составная деталь музыкального бубна. Все это подкрепляет лишь одну мысль: на Руси вощага могла быть в комплекте ратного, прежде всего конного, мембранного ударного инструмента.

Теперь дело за обработать то, что нарыли и сделать вживую )))


Создан 19 сен 2007



  Комментарии       
Имя или Email


При указании email на него будут отправляться ответы
Как имя будет использована первая часть email до @
Сам email нигде не отображается!
Зарегистрируйтесь, чтобы писать под своим ником
 

Roy Tanck's Flickr Widget requires Flash Player 9 or better.

Get this widget at roytanck.com